Современная строительная и специализированная техника имеет множество конструктивных элементов, деталей, узлов и агрегатов. В местах сочленения рабочих подвижных элементов используются пальцы (оси, пины), а также втулки. Разберемся для чего необходим данный вид соединения, для чего важно следить за износом пальцев и втулок и как понять, что пора производить их замену. Для примера рассмотрим узлы экскаватора CATERPILLAR 320D и экскаватора-погрузчика CATERPILLAR.
Что это такое пальцы и втулки, для чего нужен такой вид соединения.
Палец – это цельнометаллическая деталь, чаще цилиндрической формы, которая соединяет между собой подвижные элементы передней стрелы (рис.2 узел 5 палец 111-4343 крепления ковша), задней стрелы (рис.2, узел 1 палец 213-6698 в трапецию), выдвижных опор (нижний палец 184-1413 и верхний палец 9R-6785), моста к раме экскаватора-погрузчика (палец 211-9286). Пальцы изготавливаются из специализированных марок стали, поверхность пальца закаливается токами высокой частотности, что увеличивает срок службы пальца. При этом сталь в сердцевине пальца остается достаточно пластичной для того, чтобы при нагрузках палец не ломался. После закаливания поверхность шлифуется или полируется, чтобы снизить трение пальца о втулку.
Пальцы CATERPILLAR
Втулка – это деталь узла машины цилиндрической формы, реже конической, которая устанавливается в элементы рамы кузова, передней стрелы (рис.2 узел 5 втулки 9R-1496), задней стрелы (рис.2 узел 1 втулки 9R-0170) и др., чтобы снизить и распределить нагрузку в данном узле, а также снизить износ узла. В зависимости от узла применения втулки изготавливаются из специализированных марок стали, бронзы, других сплавов, пластика. Могут быть разрезные, иметь технологические отверстия, канавки и борозды для поступления смазочных материалов.
Втулки CATERPILLAR
Использование соединения втулка-палец позволяет распределить нагрузку на узел сочленения элементов, а также снизить трение в данном узле за счет использования смазочных материалов. Из-за трения поверхностей происходит износ деталей, при соединении втулка-палец в первую очередь изнашиваются именно пальцы и втулки, а элементы стрелы, гидроцилиндры в местах крепления и прочие подвижные элементы изнашиваются в меньшей степени.
Втулки запрессовываются в «тело» стрелы, рамы, проушины и т.д. Зазоров между поверхностью втулки и «телом» быть не должно, втулка не должна проворачиваться в «теле». Пальцы устанавливаются во втулки (редко в «тело»), при этом между пальцем и втулкой должен оставаться небольшой зазор для того, чтобы палец мог вращаться внутри втулки, а между ними была смазка.
Износ пальцев и втулок. Чем грозит несвоевременная замена.
В процессе эксплуатации техники неизбежен износ рабочих поверхностей деталей. В первую очередь это относится к пальцам и втулкам, так как в узлах сочленения подвижных элементов нагрузка идет именно на них. В зазор между ними попадает абразивные частицы – грязь, песок, выработка – что увеличивает трение поверхностей. Смазочные материалы вымываются, особенно в узлах соединения ковша (Рис. 1 узлы 10 и 12 палец ковша 119-2863, втулка 240-2913), соединения тяга-рукоять (Рис. 1 узел 9 палец рукоять-тяга 254-3052, втулка 229-1096; узел 11 палец г/ц ковша – тяга 254-3053, втулки 244-4360 и 241-7382).
Если своевременно не производить замену втулок и пальцев, появляется сильный люфт в рабочих элементах техники, что приводит к деформации и поломке их. Это грозит простоем техники и дорогостоящим ремонтом.
Чтобы избежать таких последствий необходимо ежедневно следить за состоянием деталей, при появлении сильного люфта или видимого зазора между втулками и пальцам производить их замену.
Что следует делать, чтобы увеличить срок эксплуатации втулок и пальцев:
- Ежедневно проводить смазку пальцев предназначенными для этого смазочными материалами. При работе с влажными грунтами рекомендуется смазывать дважды в день пальцы узлов, которые задействованы в работе, так как смазочные материалы вымываются. Если тавотницы (масленки) плохо прокачиваются, замените их на новые – в запасе всегда рекомендуется держать несколько штук.
- Следить за состоянием пыльников (сальников), так как они препятствуют попаданию песка и грязи в узел, а также удерживают смазку. Желательно иметь запасные, в случае повреждения пыльника произвести замену на новый.
- При замене втулок используете специальный выжимник, чтобы при установке не деформировать втулку.
- Пальцы и втулки устанавливайте строго в тот узел куда они предназначены! На разные модели техники, а также для моделей разного года выпуска в аналогичные узлы могут предназначаться разные пальцы и втулки. Для правильного подбора лучше обратиться к специалисту, понадобиться VIN-номер (заводской № машины (рамы)), он указан в ПСМ и СРМ, на шильдике кузова.
Купить или узнать цены на пальцы и втулки на экскаватор и экскаватор-погрузчик CAT Вы можете на сайте www.zapchasti-na-jcb.ru или позвонить нам по телефону +7 985 976 05 48.
Также все необходимые запчасти для экскаваторов-погрузчиков CATERPILLAR и для экскаваторов CATERPILLAR Вы можете приобрести в нашем магазине, все наши данные на сайте www.zapchasti-na-jcb.ru. Забрать запчасти вы можете в Москве или оформить доставку и получить свой заказ в любом городе России.
Узел 9: 254-3052 палец рукоять – тяга, втулки 229-1096 – 2 шт, пыльники 235-7679 – 2 шт.
Узел 10: 119-2863 палец ковша, втулки 240-2913 – 2 шт, пыльники 166-1494 – 2 шт.
Узел 11: 254-3053 палец гидроцилиндр ковша – тяга, втулка в трапецию 244-4360 – 2 шт, пыльники 166-1494 – 4 шт, втулка в шток гидроцилиндра 241-7382 – 1 шт, пыльники 166-1494 – 2 шт.
Узел 12: 119-2863 палец ковша 320, втулка 240-2913 – 2 шт, пыльники 166-1494 – 2 шт.
Узел 1: 213-6698 палец бумеранг – тяга, втулки 9R-0170 – 4 шт
Узел 2: 154-5279 палец ковш – тяга, 213-6703 втулка в тягу – 2 шт, 9R-0411 втулка в ковш – 2 шт
Узел 3: 154-5280 палец ковш – рукоять, 9R-0162 втулки в рукоять – 2 шт, втулки в ковш 9R-3092 (9R-3723) – 2 шт
Узел 4: 237-5330 палец крепления всей задней стрелы экскаватора к поворотной бабке, 209-6181 – втулка в основание стрелы, 278-5454 втулка в каретку внутренняя, 237-0944 втулка в каретку внешняя
Узел 5: 111-4343 палец крепления рычага переднего ковша к ковшу, втулки 9R-1496
Улез 6: 209-6855 палец крепления штока ГЦ поворота стрелы к поворотному блоку, втулка в каретку 213-6702 по 2 шт, втулка в шток 274-4274
Узел 7: 328-8776 / 247-7631 – палец верхний бабка –каретка, 262-7043 / 246-9330 втулка в бабку 2 шт, 278-7695 втулка в каретку
Узел 8: 300-5442 палец нижний крепления поворотной бабки и каретки, 262-7044 – втулка в каретку
Узел 9: 154-5278 палец крепления штока к трапеции, втулка 9R-0162 – 2 шт
Узел 10: 220-1018 палец шток г/ц телескопа – рукоять